Формирование стоимости бухгалтерских услуг

Если вы зашли на наш сайт в поисках бухгалтерских услуг, то в первую очередь посетили страницу «услуги и цены», ведь цена является одним из важнейших факторов при выборе обслуживающей бухгалтерской компании. Изучив страничку, вы обратили внимание на разброс цен в прайсе. Казалось бы, услуги по ведению бухгалтерского учета должны зависеть от объема обрабатываемой документации, отсюда и складывается цена. Да, это так, но как оценить этот самый объем и понять, какова же стоимость бухгалтерского обслуживания? Существует целый ряд факторов, влияющих на стоимость бухгалтерских услуг. Начнем с одного из важнейших на наш взгляд – вид деятельности организации.

Вид деятельности организации

Если мы откроем Общероссийский классификатор видов деятельности, то увидим, что их огромное множество. Естественно, если мы все эти виды деятельности укажем в нашем прайсе, посетитель просто устанет его читать. Да и вообще это не имеет никакого смысла, ведь существуют виды деятельности, бухгалтерский и налоговый учет которых очень схож и существенно не отличается. Именно поэтому мы решили выделить из этого множества видов деятельности на наш взгляд основные:

  1. Услуги
  2. Торговля
  3. Производство
  4. Строительство

Цены, в зависимости от видов деятельности, различны. Постараемся выяснить, почему и с чем это связано.

Начнем с того, что стоимость бухгалтерских услуг складывается из ряда затрат, а именно заработная плата работников фирмы, аренда офиса, затраты на расходные материалы, расходы на электронный документооборот с инстанциями и прочее-прочее. Не случайно на первом месте в списке затрат находится заработная плата работников. Она занимает наибольший удельный вес в общей сумме затрат. Отсюда следует, что чем выше трудозатраты, тем выше стоимость бухгалтерского обслуживания. Ведь трудозатраты – это не что иное как время, затраченное сотрудником на выполнение работы. То есть, чем больше времени работник тратит на выполнение услуг по ведению бухгалтерского учета, тем больше руководителю придется заплатить этому работнику, либо, если тот уже не справляется, придется нанять нового сотрудника.

В свою очередь на время выполнения работы (при соответствующей квалификации и нормальной скорости обработки) влияет количество обрабатываемой документации. А теперь мы подобрались к самому главному вопросу, каким же образом от вида деятельности фирмы зависит количество обрабатываемой документации, и соответственно цена на бухгалтерское обслуживание?

Рассмотрим сначала услуги

образование цен на бухобслуживание b2b

В большинстве своем в фирмах, занимающихся оказанием услуг, небольшой документооборот. После выполнения работ выписывается только акт и счет-фактура при необходимости. Входящих документов немного, в основном на аренду офиса, покупку канцелярии, офисной техники и мебели. Все это относится к товарно-материальным ценностям и сразу же списывается в расходы. Себестоимость работ формируется быстро и просто, так как нет номенклатуры и ассортимента, а услуги стандартны и однообразны.

Дорогостоящее оборудование как правило не требуется, так что нет налога на имущество и ничего не нужно амортизировать. Нет транспортных расходов, которые необходимо нормировать. Сотрудники в основном на окладах, расчет заработной платы предельно прост. Таким образом, бухгалтерский и налоговый учет в сфере услуг достаточно прост и понятен, и занимает не так много времени, как в других сферах деятельности. Именно поэтому цена на порядок ниже по сравнению с остальными видами деятельности.

Теперь рассмотрим торговлю

образование цен на бухобслуживание торговли

Она бывает оптовая и розничная. Стоимость бухгалтерского и налогового учета в торговых организациях выше, чем фирмах, оказывающих услуги, в первую очередь потому, что в торговых предприятиях присутствует определенная номенклатура и ассортимент товара. Приведу небольшой пример. Ваша организация занимается оптово-розничной торговлей товаров для шитья: булавки, иголки и т.д. К примеру, номенклатура состоит из 100 групп товаров. Но ведь в каждой номенклатурной группе есть свои подгруппы и ассортимент. Например, товар «игла» делится на иглы для шитья, английские иглы, иглы для вязания и т.д. В свою очередь иглы для шитья делятся на подгруппы по длине, толщине, диаметру ушка и т.д. Эти подгруппы тоже могут содержать подгруппы, например, по цвету. Бухгалтеру приходится четко вести учет по номенклатуре и ассортименту, иначе невозможно будет провести инвентаризацию товаров на складе, и понять, сколько и какой именно товар был продан.

Конечно, не всегда бывает огромный ассортимент и номенклатура, особенно когда торгуют дорогим товаром, например, «паста алмазная». Этот товар дорогостоящий, продают его оптом и большими партиями. Алмазная паста бывает твердая и мягкая, соответственно имеет всего две подгруппы и никакого ассортимента. Таким образом, в торговле всегда присутствует номенклатура и ассортимент товаров, и чем они больше, тем больше времени необходимо специалисту на обработку документации, и тем выше стоимость услуги бухгалтера.

Кроме того в торговых организациях расходов гораздо больше, чем в фирмах, оказывающих услуги. Это и транспортные, и экспедиторские расходы, и расходы на хранение, и расходы на тару и упаковку, и расходы на покупку торгового оборудования и прочее-прочее. А раз больше расходов – больше и входящей документации. Расчет заработной платы сложнее. Часто заработная плата сдельная, работники трудятся посменно, сверхурочно. Много кадровой работы, так как в торговых организациях «текучка кадров» частое явление.

Кроме всего прочего нередко проводятся инвентаризации, выявляются недостачи и порчи товара. Если торговля розничная, то необходимо соблюдать кассовую дисциплину и лимит остатка денежных средств в кассе. Часто случаются возвраты товара. Таким образом, бухгалтерский и налоговый учет в торговых фирмах гораздо сложнее и более трудоемкий, нежели учет на предприятиях, занимающихся оказанием услуг. Поэтому и цена на данные услуги выше, особенно если требуется бухгалтерский учет ВЭД.

Производство

образование цен на бухобслуживание производства

На производственных предприятиях бухгалтерский и налоговый учет еще более сложный и трудоемкий, чем в торговых фирмах и организациях, занимающихся оказанием услуг. Здесь многое зависит от производственного процесса, чем он сложнее и длиннее, тем соответственно сложнее учет и больше временные затраты. Например, мы производим пряжки для ремней, состоящие из двух деталей, которые собираются вручную. Понятно, что тут один производственный цикл, производственный процесс несложный, не требуется специальное оборудование. Можно сказать, что это простое производство.

А вот если мы собираем, например, пылесос. Процесс сборки его сложен и длителен. Производство состоит из нескольких циклов. Необходимо специальное оборудование. Нужна команда специалистов по сборке. Отсюда ясно, что бухгалтерский учет на предприятии, производящем пряжки менее трудоемкий и соответственно стоит дешевле, чем учет на предприятии, собирающем пылесосы.

Кроме того, на производственном предприятии готовый продукт проходит испытания на качество, что должно быть документально оформлено. Возможен брак продукции, который либо необходимо списать, либо вернуть на производство для доработки. Необходимо вести учет незавершенного производства. На производственном предприятии довольно много работников, заработная плата сдельная, либо зависит от выработки. Так же необходимо вести учет тары, упаковки, спецодежды. Еще необходимо учитывать производственные и технологические потери.

Не менее трудоемкий учет сырья. Оно списывается в расходы не сразу, а в соответствие с нормативами, утвержденными на предприятии. Необходимо вести учет готовой продукции, формировать ее себестоимость как плановую, так и фактическую. И это еще не все особенности, с которыми может столкнуться бухгалтер на производственном предприятии. Таким образом, учет на производственных предприятиях на наш взгляд является наиболее трудоемким, поэтому и оценивается выше.

Строительство

образование цен на бухобслуживание строительства

Очень схоже с производством. Особенностью является то, что строительные материалы списываются на основании смет и расчетов, а закрывающими документами являются специальные формы КС. Очень часто на стройке задействованы иностранные работники. По нашему мнению строительство даже более трудоемкий вид деятельности, чем производство, так как для работы требуется много сырья начиная от гаек и винтиков, заканчивая арматурой и бетонными плитами, и входящих документов на покупку материалов очень много.

Краткий вывод: Вид деятельности важным образом влияет на стоимость бухгалтерских услуг, так как каждый вид деятельности имеет свою специфику. Специалист, услышав чем занимается предприятие, сразу же исходя из опыта и практики может определить примерный документооборот и трудности, с которыми ему придется столкнуться при составлении документации и отчетов. Поэтому бухгалтер без труда сможет оценить стоимость работы.

Система налогообложения

Ну тут все предельно просто. Существует несколько систем налогообложения:

  1. ОСН (ТСН)
  2. УСН 6%
  3. УСН 10%
  4. ЕНВД

Каждой системе соответствует свой комплект отчетности, который необходимо сдать во все необходимые инстанции.

ЕНВД

- декларация по ЕНВД, ежеквартально
- отчеты в ФСС, ПФ, если в фирме есть работники, получающие официальную заработную плату, ежеквартально, 2-НДФЛ в ИФНС – один раз в год
- сведения о среднесписочной численности, один раз в год
- бухгалтерская отчетность, ежеквартально
- отчеты в органы статистики, один раз в год

УСН 6%, 10%

- декларация по УСН, один раз в год
- отчеты в ФСС, ПФ, если в фирме есть работники, получающие официальную заработную плату, ежеквартально, 2-НДФЛ в ИФНС – один раз в год
- сведения о среднесписочной численности, один раз в год

ОСН (ТСН)

- декларация по НДС, ежеквартально
- декларация по налогу на прибыль, ежеквартально
- отчеты в ФСС, ПФ, если в фирме есть работники, получающие официальную заработную плату, ежеквартально, 2-НДФЛ в ИФНС – один раз в год
- сведения о среднесписочной численности, один раз в год
- бухгалтерская отчетность, ежеквартально
- отчеты в органы статистики, один раз в год

ЕНВД самая простая система налогообложения на наш взгляд, не смотря на то, что ежеквартально надо сдавать бухгалтерскую отчетность. Декларация по ЕНВД проста в заполнении и не меняется из квартала в квартал, если конечно базовая доходность не меняется (не поменялся, например, метраж арендуемого помещения). Хотя декларацию по УСН необходимо сдавать один раз в год, на ее заполнение уходит гораздо больше времени, так как необходимо учитывать при составлении Книги учета доходов и расходов все поступления денежных средств (УСН6%) и все расходы (УСН10%). И не смотря на то, что бухгалтерскую отчетность не надо сдавать, бухгалтерский учет зачастую ведется на предприятии, иначе не отследить дебиторскую и кредиторскую задолженность. Естественно больше всего отчетов приходится сдавать на общей системе. Если в фирме числятся работники, то вне зависимости от того, какая система налогообложения, необходимо сдавать декларации 4-ФСС, РСВ-1, 2-НДФЛ, индивидуальные сведения и персонифицированный учет.

Таким образом, чем проще и меньше комплект отчетности, тем ниже стоимость услуги.